МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ МОЗГА И РЕЧИ РЕБЕНКА ДОСТУПНЫЕ РОДИТЕЛЯМ
ПРАВИЛО №1 Никаких "деффективно" разговаривающих лиц в окружении ребенка
Если в вашей семье "ожидается приплод" тщательно проверьте, нет ли в семье лиц с пороками речи. Если такие лица имеются поставьте вопрос ребром: "или данный член семьи вылечится от заикания или он не должен общаться с будущим ребенком до возраста "пробуждения осознанности" и завершения формирования речевых навыков(т.е. в среднем до 7 лет)".
Если пренебречь данным правилом и позволить речевой контакт с заикой(или другим "деффективным") вероятность того, что ребенок бессознательно скопирует патологическую речь 99% - не меньше!). Из-за такой "не утешающей статистики" бытует нездоровое мнение о том, что заикание - "заразное и неизлечимое заболевание"!
Это конечно полный бред, однако свойство мозга копировать от этого меньше не становится и потому соблюдайте правило №1 "пуще глазу".
ПРАВИЛО №2 В присутствие ребенка необходимо демонстрировать "вершину своего красноречия" или почаще читать ему книги(с выражением).
Ваше чадо должно круглые сутки слушать только правильную человеческую речь, таким образом его мозг скопирует "как надо говорить" и автоматически получит иммунитет к тому как этого не надо делать. Говорите в присутствии ребенка ясно, отчетливо, не спеша, как можно тщательнее произносите каждое слово. Когда вам не о чем говорить с ребенком - читайте ему всю детскую литературу, которая ему интересна(не насилуйте его систему восприятия отталкивающей литературой).
Следите за тем, что бы внимание ребенка было заинтересованным и полным, если интерес пропал - давайте ему отдохнуть в полной тишине(что бы информация правильно и естественно "легла" в его мозг). И только за тем продолжайте далее. Особенно хорошо если ваш ребенок научится читать сам(в слух) - чем раньше, тем лучше. Но читать АНАЛОГОВО (ориентируясь не на отдельные буквы, а исключительно на на слух и только по слогам). Вероятность заболевания ребенка умеющего самостоятельно читать практически равна нулю.
ПРАВИЛО №3 Негативно акцентируйте внимание ребенка на дефектах речи окружающих людей
Если ребенок находится с вами и вы вынуждены общаться с человеком у которого речь деффективна(картавит, говорит скороговоркой, глотает буквы, заикается, употребляет слова-паразиты, часто повторяет одно и то же) старайтесь как можно быстрее прервать данное общение, а прервав сразу акцентируйте внимание ребенка на том "как плохо говорит дядя(тетя), как это неприятно слушать и как это неприлично".
Говорите при этом подчеркнуто правильно, четко и ясно выражая свои мысли. Если вдруг однажды ваш ребенок начнет вам самим делать замечания по речи - знайте вы добились особого успеха в общении со своим ребенком и заикание ему уже никогда не грозит.
ПРАВИЛО №4 Постоянно пополняйте речевой запас ребенка, следите за тем, чтоб в его речи равномерно присутствовали визуальные, кинестетические и аудиальные слова.
Мозг - это самопрограммирующийся компьютор, который собирает и перерабатывает внешнюю информацию. Для того, что бы сбор такой информации облегчить необходимо ввести(научить попросту) в мозг ребенка "программы сбора информации"(т.е. популярно ему разъяснить как задавать вопросы, где задавать и кому).
Родителям необходимо целиком и полостью убедиться, что их ребенок самостоятельно умеет собирать информацию из внешнего мира и не боится задавать вопросы на интересующие его темы. "Избави бог", что бы вы создали в мозге малыша "белые пятна"(страх перед общением на какую-либо тему) или исказили его восприятие мира "байками и небылицами"(вроде той, что про "детей из капусты" или "бабу ягу").
Если определенную информацию ребенку рановато знать(загружать в его мозг), просто и реально объясните ему причину по которой данная информация ему временно противопоказана, но ни в коем случае не пихайте в его мозг всякий мусор(который в дальнейшем может повредить восприятию внешнего мира и стать причиной развития разного рода страхов и комплексов неполноценности).
Играйте с ребенком в перевоплощения, что бы на практике увидеть как ваше чадо обучено (запрограммированно) на случай внезапного общения(коммуникации) с окружающим.
Суть игры сводится к тому, что бы ребенок и его родитель играли роли различных персонажей из жизни(врачей, продавцов, учителей, почтальонов, космонавтов и пр.). Каждый новый день ребенок должен осваивать не менее 5-10 совершенно новых для него слов.
Следите при этом, что бы слова были из разных систем восприятия. Например: визуальные слова - связанны со зрением(видеть, ярко, светло и проч), кинестетичесие - связаны с осязанием(чувствовать, шершавый, тяжесть и проч.), аудиальные - со слухом(слышать, вибрировать, шуршать, звенеть и проч.).
Добейтесь того, что бы ваш ребенок глубоко осознавал связь между произносимым им словами и соответствующими органами чувств.
ПРАВИЛО №5 Не подсаживайте ребенка на цикл повторения, путем постоянного словесного внушения
Большинство родителей имеет дурную привычку требовать от своих детей такие привычки, которых у них и у самих то нет , а так же такие стереотипы поведения, которые они отродясь не прививали своим детям.
Помните мозг ребенка - чистое зеркало, и если на него не записать правильную информацию то туда запишется самопроизвольно всё подряд и безо всякого разбора. Вместо того, чтобы быстрее заполнять этот лист полезными и естественными привычками родители частенько "пишут"(словесными приказами-установками) туда просто чудовищные по своей разрушительной силе программы-циклы. Вот некоторые из них наиболее опасные для бессознательного развития заикания:
- "Повтори, что ты сказал, я не понял(а), а ну-ка повтори нормально..."(при этом как сказать "нормально" ребенку никто не показал) - достаточно 2-3х таких стрессовых диалогов(включающих в себя невыполнимые задачи, естественно приводящие к ступору) со своим дитем и заикание ему гарантировано.
Рекомендую родителям настоятельно не использовать в своем общении с детьми слово "повтори". Вместо него(или пустых слов, шаблонного зазубривания и нравоучений, так или иначе с ним связанным) лучше самому практически продемонстрировать ребенку, как "это..." надо сделать (сказать, поступить в какой-либо ситуации, задать вопрос или использовать другой вид поведения и коммуникации). И заключить свою демонстрацию примерно таким диалогом: "Ну как понял, понравилось... бери пример с меня и не пропадешь в будущем"(при этом не забывайте быть настоящим примером для своего ребенка, не пытайтесь быть неестественными, ребенок мгновенно уличит вас в "излишнем лицедействе" и выберет себе другой "образец для копирования", возможно не самый подходящий, но натуральный и "обязательно естественный"!).
Сделайте всё возможное, чтобы ваши слова, направленные к ребенку, и ваши повседневные дела не расходились в своей сути!